C 28 марта до 1 апреля 2011 года состоялся первый визит польского театра «Krzyk» в Харьков, во время которого можно было посетить два спектакля, принять участие в мастер классах, а также непосредственно пообщаться с актерами.
Часто говорят, что крик - это яркий признак необходимости помощи. Помощи, в которой нуждается человек, его душа, когда что-то цепляет настолько, что провоцирует горячую эмоциональную вспышку. Крик - это временами острый ответ, реакция на проблемы, которые нарушают состояние покоя и равновесия, вызывают боль, с которой душа не согласна мириться, не согласна молчать, и пытается бороться, противостоять, или иногда просто умолять о спасении, когда не хватает сил.
Крик - будто революция, цель которой в корне изменить то, что не устраивает. Взрыв того, что наболело, накопилось внутри и больше не может таиться там, в глубине, ему необходимо выйти наружу, освободить место, тайное сделать явным.
«Krzyk» из польского местечка Машево, что находится на северо-западе Польши. Название этого общества соответствует тем острым вопросам нашей жизни, которые освещены в его спектаклях и которые актеры пытаются донести до зрителя.
Театр «Krzyk» - польский альтернативный театр, созданный в 2002 году. Основатель театра, его руководитель и режиссер - Марек Косьцюлек, бывший актер театра Брама (г.. Голеньов) и выпускник Академии театральной практики «Гардзенице». С 2007 года театр действует независимо, как театральное общество. В течение девяти лет существования коллективом было создано всего пять авторских спектаклей: «Голоса» (2004), «Шепот» (2007), «Выдох» (2008), «Северный поток» (2009) и «Исследование» (2011 ). Такое небольшое количество созданных спектаклей за девять лет коллектив театра объясняет тем, что в их понимании театр - это, прежде всего, творческой поиск, который иногда становится долгим, тяжелым и требует внимания, терпения. Спектакль является результатом пути и не может быть важнее его.
Также театр организует фестивали, международные проекты, сотрудничает с различными организациями. С определенного момента цель группы - это создание в городе Машево в 2012 году международного культурного центра, который собирал бы творческих людей из Польши и всего мира.
Это первый визит театра «Krzyk» в Харьков, который приходил с 28 марта по 1 апреля. Группа прибыла в составе 10 человек.
28 марта коллектив посетил Общество польской культуры в Харькове, где состоялась встреча актеров с членами общества польской культуры. Это была очень интересная встреча. Началась она со знакомства. Все прибывшие гости представились, рассказали немного о себе. Все актеры - интересные молодые люди, все, кроме Марека Косьцюлека, не имеют профессионального актерского образования, учатся в разных организациях, а театр для них - восхищение.
Затем режиссер рассказал об обществе, его деятельность, программу, которая была запланирована на время визита в Харьков. В частности, 29 и 30 апреля желающие могли посетить два спектакля: «eksPloracja» и «Wydech», а 31 апреля - мастерклассы, также прийти на встречу, где обсуждались современные тенденции развития театра в Польше и Европе.
После рассказа все желающие могли задавать вопросы о чем-то интересное и вместе с тем больше узнать о коллективе, его деятельность, творческие взгляды и убеждения, то есть познакомиться поближе.
Альтернативный театр создают его актеры. Именно поэтому мне было интересно узнать каким образом избираются люди в этой театральной, и в самом деле авторской группы. Об этом я спросила режиссера Марека Косьцюлека:
- Как вы выбираете актеров для своего театра?
- Мы не проводим никаких специальных наборов, кастингов, не ставим никаких специальных требований. Для нас главное - чтобы театр был увлечением, страстью для человека. Для нас это как общее высказывание, самое важное - вместе выйти на сцену, вместе говорить о том, что беспокоит. Мы не играем того, что нас не касается. Не требуем высокого актерского профессионализма. Главное - чтобы человек чувствовал, даже когда не хватает мастерства, чтобы тема касалась нас и не была для нас равнодушной. Каждый один и тот же спектакль может отличаться какими-то фразами, всегда присутствует импровизация. Самое существенное - передать то, что чувствуем, что видим, то есть ответить н три важных вопроса: что ?, как ?, зачем? Все спектакли - это результат совместного творческого процесса, совместной деятельности, где каждый в определенном смысле является автором. Результат сочетания общих взглядов, видение определенных важных вопросов и проблем, которые волнуют нас всех. О которых не хотим молчать, а наоборот - донести до зрителя. Нам интересно чем живут люди. Мы ищем среди народа давние традиции, историю, которые отражаются в песнях, рассказах. Чтобы найти такие песни в народе, иногда можем где-то в селе сесть на скамейке у пожилых людей, пообщаться с ними, то есть отправляемся в путешествие в прошлое. Таким образом впитываем корни, основные традиции, которые являются основой всех современных разновидностей музыки.
Действительно интересно, ведь не все привыкли к такому творческому процессу, это очень отличается от классического театра, где все по-другому, к чему привыкло большинство людей, - именно к традиционной классики. Которая прекрасна и, можно сказать, - вечна. Но все же время не стоит на месте, а вместе с ним и современное искусство. Очень интересно его познавать, попробовать посмотреть на мир через другую призму видения. Всегда возникает интерес к чему-то новому, неординарному, что расширяет наше мировоззрение, а иногда, возможно, помогает понять что ближе для каждого из нас.
На вопрос о том, кто из известных актеров является примером для театра «Krzyk», Марек Косьцюлек ответил, что лучшим примером могут быть люди, которые каждый день преодолевают обычные трудности.
В заключение артисты пригласили посетить два спектакля: «Исследование» и «Выдох». И действительно, лучше все увидеть собственно своими глазами. Ведь о человеке правду говорят ее действия, а спектакль иногда тоже может рассказать больше о театре, чем разговоры.
Я посетила оба спектакля, которые мне очень понравились. Они были на различную тематику, не похожи друг на друга. В них были подняты довольно острые проблемы. Спектакль «Исследование» посвящен истории тяжелых времен для Польши 1989 года, проблеме выбора принятия решений, а «Выдох» - это попытка собственного высказывания актеров об отцовстве. Спектакли произвели сильное впечатление, не раз задерживалось дыхание во время просмотра. Трудно остаться равнодушным к тому, что доносили до зрителя актеры, хотя и в достаточно необычный способ для любителей классики. Потому что театр «Krzyk» - это ярко выраженное дыхание современности. Не все готовы воспринимать, понять, осмыслить, почувствовать современные экспозиции, или откровенно посмотреть на определенные темы и проблемы.
Понятно, что сильные впечатления оставляют не только сама тематика и острые вопросы, поднятые в спектаклях, важно и то, что актеры - они же и авторы, они творят вместе, исходя из темы, которая им не безразлична, на основе совместных действий, познания в течение определенного времени. Они не играют роль, написанную кем-то другим, а показывают свое видение определенной проблемы, иногда довольно глобальной, передают собственные ощущения. Играют, отталкиваясь от собственной позиции восприятия мира, пропуская все через свое сердце.
Это, наверное, лучший способ донести что-то до людей, когда тебе не безразлично то, что ты пытаешься передать, особенно, когда это молодые люди. Ведь молодежь видит, чувствует мир таким, какой он есть на самом деле, ее сердце и душа еще не обременены серостью и негативом.
Они, как никто лучше, могут искренне выразить свои чувства, свои мысли, видение даже серьезных проблем. Когда молодые души «кричат» о чем-то важное, как их услышать? ..
Юлия Ельчищева
На фото артисты театра «Krzyk» в Доме Полонии
Фото Ирины Карась.
Перевод Илона Шубина