В Харьковском центре культуры и искусства состоялся допремьерный показ спектакля «Все красное» по мотивам иронического детектива известной польской писательницы детективов Иоанны Хмелевской. Пьесу на суд харьковских зрителей представила театральная труппа Харьковского общества польской культуры.
Оценить талант начинающего театрального коллектива пришли консулы Генерального консульства республики Польша в Харькове Агнешка Вуйчик-Мокшицкая и Диана Грачик, председатель Харьковского общества польской культуры Юзефа Черниенко, директор детской польской школы «Полония Харькова» Диана Кравченко, а также харьковчане, не равнодушные к театральному искусству.
Спектакль стал дебютом молодого талантливого режиссера Наталии Муравьевой, поставленный по ее собственному сценарию. В основе сюжета — загадочное убийство, которое происходит на вечеринке у друзей в Дании. А дальше идет расследование, подозрения и бесконечные покушения, да все неказистые и странные. Захватывающий детективный сюжет, жизненные ситуации, не теряющие своей актуальности даже спустя десятки лет (произведение написано в 70-е годы прошлого века), неожиданные повороты, ирония, юмор и, конечно же, интрига – кто убийца? А еще – все это на польском языке!
Режиссер Наталия Муравьева, работая над спектаклем, подобрала оптимальный актерский состав, который стал идеальным воплощением героев пьесы, нашла к каждому из них подход. Кроме написания сценария и работы с актерами, она занималась пространственным решением (т. н. пространство режиссуры), декоративным и звуковым оформлением.
Наталия Муравьева родилась в Харькове 7 февраля 1998 г. Окончила лицей искусств (театральный факультет), член Харьковского общества польской культуры с 2009 года. С 2015 – пишет сценарии ко всем мероприятиям театральной студии при Харьковском обществе польской культуры. Первый спектакль с ее участием как актрисы и помощника режиссера – «Танго» Славомира Мрожека – с успехом прошел в 2018 году. Актеры – члены театральной студии при Харьковском обществе польской культуры – познакомили харьковчан с сюрреалистическим воображением и чувством абсурда в творчестве известного польского драматурга Славомира Мрожека.
– Что для меня театр? — переспрашивает режиссер Наталия Муравьева. – Это магия. Возможность — попробовать себя «разного», «прожить» разные жизни, проиграть разные варианты отношений, действий, ролей — узнать себя — познать себя — расширить свои границы — научиться, не изменяя себе, быть разноплановым, интересным, неожиданным. Понять, что жизнь неповторима, и вместе с тем узнаваема каждым. Казалось бы... один и тот же спектакль, но его невозможно повторить дважды. Еще в детстве, когда к родителям приходили гости с детьми, я всегда организовывала концерт. Зрительный зал был в комнате, а сцена в проеме распахнутой двустворчатой двери. В концертную программу входили песни, танцы, кукольный театр. На меня легла миссия писать сценарии. Вот тогда-то все и началось. А уже осознание, что такое настоящий театр, пришло в лицее искусств. Там меня 11 лет учили театральному мастерству: актерской игре, сценическому движению и речи, режиссуре и многому другому. Результатом обучения каждого учебного года был спектакль. За это понимание я искренне благодарна своим педагогам, среди которых режиссер Мария Горская, преподаватель сценического движения Виктория Беседина, актер театра и кино Владимир Антонов.
Образ идеального спектакля? Он есть... Но это — скорее подсознание. Не могу описать его словами! Он возникает каждый раз, когда начинаешь работать над новой пьесой. Что касается спектакля «Все красное»: произведение И.Хмелевской я прочитала давно, а недавно перечитав, сразу поняла, что должна его поставить. Сама детективная фабула выше всех похвал. Загадочное убийство, два параллельных расследования, одно из которых ведет полиция, а второе — куча дилетантов женского пола. Второе гораздо интереснее, но продуктивными оказываются оба. И, по законам жанра, абсолютно непредсказуемый конец. Но самое классное в книге это, конечно же, диалоги. Эти меткие юморные фразочки, которые выдают герои казалось бы в трагичной ситуации, эти колкие и прямые намёки, бесподобные характеристики, которыми наделяются персонажи, безумные восклицания, вопросики, которые мгновенно ставят в тупик, рассуждения на тему «кто же этот убийца», да и просто беседы – невероятно эмоциональны, остроумны и смешны. Читая, я поневоле чувствовала себя присутствующей там, в доме Алиции, в маленьком датском городке, где всё красное. Я просто не могла не поделиться этими ощущениями с окружающими. Так возникла идея поставить спектакль «Все красное». Перешерстив интернет, узнала, что это произведение никогда не ставили на сцене, поэтому сценарий написала сама. Потом началось самое интересное: подбор актеров, выстраивание мизансцен, долгая кропотливая работа над каждой сценой. Но результат стоил того. На мой взгляд, спектакль состоялся, он удался, и подтверждение тому – реакция зрителей. Искренне благодарна руководителю Харьковского общества польской культуры Юзефе Черниенко за предоставленную возможность. Спасибо моим друзьям-актерам за терпение во время репетиций, поддержку и веру в мой режиссерский дар, талантливую и такую искреннюю игру... Браво! Тепла вам и любви в жизни... Такой же настоящей и искренней, которую вы дарите зрителю... Спасибо за то, что вы есть!
Пьеса «Все красное» напоминает хитроумную музыкальную шкатулку с движущимися фигурками, выписывающими восьмерки и пируэты, время от времени встречающимися и вновь разбегающимися каждый в своем направлении. Замечательные актеры, изящные мизансцены, прекрасные костюмы, темп, с которым разворачивается сюжет – зрители восхищались и искренне наслаждались каждой сценой. По отзывам у многих сложилось впечатление, что они пришли в театр не смотреть спектакль, а стали свидетелями жизненной ситуации, ее невольными наблюдателями… По окончании постановки зрители бурными аплодисментами поблагодарили актеров за прекрасную игру.
Молодой театральный коллектив Харьковского общества польской культуры с нетерпением ждет осеннего театрального сезона и приглашает всех желающих на премьеру спектакля «Все красное», чтобы вместе оценить искрометный юмор и иронию произведения Иоанны Хмелевской, пройти все жизненные хитросплетения главной героини Алиции и ее необычных гостей. Итак, всех, кто живет от звонка до звонка, отличает партер от ложи второго яруса, кто знает, как устроить овации и как заслужить их, словом – всех, кто ходит в театр отдыхать и работать, а еще просто хочет провести вечер в интересной компании с героями Иоанны Хмелевской – ждем осенью на премьере! Обещаем – скучно не будет!
Елена Муравьева