7 мая 2011 года Общество польской культуры в Харькове посетил польский балет придворных танцев «CracoviaDanza». Визит коллектива  был уникальной возможностью непосредственно пообщаться с профессиональными танцорами и узнать об особенностях такой деятельности, ту реальность, которая существует за кулисами, всё то время, до и после выхода на сцену.

Исполнители польского балета придворных танцев «CracoviaDanza» вместе с пани консул Галиной Гранат. Это единственный в Польше профессиональный коллектив древних исторических танцев. Он был основан в 1998 году танцовщицей и хореографом, специализирующейся в  историческом танце и придворной культуре – Романой Агнель. Она собрала численную группу профессионалов, для которых исторический танец стал источником настоящей восхитительности и способом собственного выражения. Репертуар «CracoviaDanza»  охватывает хореографию придворных балетов – от средневековья до классицизма.

Визит коллектива был настоящей приятной неожиданностью и уникальной возможностью для членов общества непосредственно пообщаться с профессиональными танцорами неординарного балета. Ведь на сцене мы видим уже результат деятельности, всех стараний. Не всегда можем полностью представить какой это тяжелый труд, какие усилия  необходимо прилагать, чтобы каждый раз выходя на сцену, дарить вместе с танцем частичку своей души зрителям. Многие из нас когда-то мечтали стать танцором. Кому-то удалось осуществить своё желание в действительности, а кто-то так и не попробовал. Но всегда интересно узнать особенности такой деятельности, ту реальность, которая существует за кулисами, всё то время, до и после выхода на сцену.

Романа Агнель рассказала  о специфике того направления, которым занимается она и созданный ею коллектив. Так основательница провела присутствующих в восхитительный мир танца, его историю и разнообразие, и вместе с тем позволила задуматься над особенностями, своеобразием разных народов, которые так или иначе в процессе многих лет отображались в их танцах, каждое движение имеет своё значение. Чтобы передать характер, сущность исполняемой хореографии, костюмы должны полностью соответствовать определённой  эпохе и национальности.

- Вы танцуете различные исторические танцы, в основном - эпохи ренессанса, костюмы которых очень тяжёлые и объёмные. Не возникают ли проблемы во время гастролей, при транспортировке?

- Бывают разные ситуации, не только с самими костюмами, но и выступлениями. Например, когда-то мы должны были выступать на фестивале в Белоруссии, немного  опаздывали, и нам пришлось переодеваться прямо в автобусе. Нельзя предусмотреть все ситуации, всегда могут случаться непредвиденные обстоятельства, – ответила Романа Агнель.

- В каких странах у вас были выступления?

- Мы участвовали в фестивалях во Франции,  Китае,  Японии, Испании, и  некоторых других странах. В Варшаве выступаем в «Wielkimteatrze».

В этом  коллективе все профессиональные танцоры, и,  на вопрос о том, каким образом они связали свою жизнь именно с этой деятельностью, прозвучали разные ответы. Кто-то хотел танцевать ещё с детства, кто-то сознательно выбрал своё направление в юношеском возрасте, а кого-то случайно выбрали в балетную школу по физическим данным во время поиска  подходящих учеников. Не все они, теперь уже мастера своего дела, знали изначально, какие усилия нужно будет приложить, чем придётся жертвовать, чтобы стать танцором. Как тяжело на самом деле, насколько всё отличается от часто неправильных представлений о том, что это лёгкая профессия. Ведь когда мы смотрим на кого-то, восхищаясь красотой и магией его танца, думаем, что это не очень сложно, что достаточно только способностей и желания, чтобы достичь успеха в этом направлении. А в действительности этого мало, -  ещё необходимы выдержка, сила воли, терпение, стремление,  постоянная работа над собой.

- Что влияет на успех ваших выступлений?

- Очень многое зависит от публики, от её настроения и расположения, она создаёт атмосферу, которая способствует нашему с ней взаимодействию или наоборот.

- Ощущаете ли вы каждый раз, было ли выступление лучше или хуже, чем предыдущее?

- Иногда понимаешь это только в конце, иногда в процессе, а иногда предчувствуешь перед исполнением. В танце, как и в жизни, иногда что-то ощущаешь наперёд, а порой происходят неожиданные вещи, например, когда открывается второе дыхание и необычные способности в самом себе.

- У  вас есть своя сцена в Кракове?

- «Cały świat jest naszej salej», то есть наша сцена – это весь мир. У нас нет своей сцены, в Кракове  есть наш офис, балетные залы, в которых мы тренируемся.

 

Юлия Ельчищева

Фото Ирины Карась